№ 83 (18397) Вторник, 28 Июль 2015 года Полная версия газеты
в формате PDF — Для просмотра необходим Adobe Reader

Полосы газеты 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование. Дому юных техников исполняется 55 лет

Первым делом — самолёты

Образование. Дому юных техников исполняется 55 лет По последним научным данным, базовая профориентация у детей формируется в возрасте от 8 до 14 лет. Давно известно, что техническое творчество развивает интерес к науке и технике, стимулирует рационализаторские и изобретательские способности детей. Так, например, в Совет главных конструкторов, который в 1946 году создал и возглавил С.П. Королёв, вошли шесть инженеров-единомышленников, лидеров своих научно-технических направлений, творцов так называемых больших систем ракетно-космической техники: С.П. Королёв (ракеты), В.П. Глушко (двигатели), В.П. Бармин (космодромы), Н.А. Пилюгин (автономные системы управления), М.С. Рязанский (радиоуправление), В.И. Кузнецов (гироскопия). Позднее к ним присоединился А.Ф. Богомолов (главный специалист по телеметрии). Все они в детстве и юности занимались в кружках технического творчества. В 20–30-х годах прошлого века в стране создавалась большая индустрия и был настоящий культ техники. Каждый из этих выдающихся специалистов в юные годы прошёл путь технического творчества, конструирования, моделирования, который и привёл их в большую науку и предопределил судьбу.
Не удивительно, что именно в 1960 году, когда мир стоял на пороге великих космических свершений, в нашем городе, имевшем к этому самое непосредственное отношение, был создан Дом юных техников.

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом юных техников города Королёва» (МБОУ ДОД ДЮТ) занимаются более тысячи детей и подростков от 6 до 18 лет.
Направления обучения:
1) спортивно-техническое (авиационный и ракетный моделизм), судомоделизм, УКВ- и КВ-радиосвязь, компьютерные технологии, компьютерные презентации, программирование, начальное техническое моделирование, школа молодого исследователя;
2) туристическо-краеведческое (водный туризм, туризм и краеведение, спортивное ориентирование, оздоровительный туризм);
3) художественно-эстетическое (роспись по дереву, выпиливание и выжигание, прикладной дизайн, чеканка, бумажная пластика, пластилиновая мозаика, художественная пластика, керамика, бисероплетение, основы швейного мастерства, мастерская народного творчества);
4) социально-педагогическое (английский язык, предшкольная адаптация, шахматы, лаборатория развивающих игр);
5) естественно-научное (астрономия и космос, опыты по естествознанию, занимательная география).
О главных принципах работы королёвского Дома юных техников рассказала его директор Ольга Анатольевна Катунина:
— Когда люди производят что-то своими руками, работают творчески, ни в коем случае нельзя прерывать цепь передачи навыков от специалистов к детям. Человеческая культура в принципе передаётся от человека человеку. Иногда приходится слышать, что нужны какие-то специальные информационные носители и так далее. Лучшим из них является человек — мастер, который достиг в своей области определённых высот.
Наше учреждение работает именно в данном направлении. У нас есть свои наработки и грамотные педагоги, которые передают свои знания детям, стараются использовать различные передовые технологии. Это ежедневный систематический труд, который и даёт результат. Эдисон сказал: «Люди, как правило, упускают свой шанс, потому что забывают, что этот шанс именуется труд и, как правило, одет он в рабочий комбинезон». В нашем учреждении понимание того, что труд лежит в основе всего, является главным, причём это ни в коем случае не принудительный труд. Все педагоги стараются внести в свою деятельность какую-то изюминку, чтобы ребятам было интересно.
Иногда к нам приходят дети, у которых успеваемость в школе не очень хорошая — они отстают по некоторым предметам. Но когда они работают здесь на практике, то показывают прекрасные результаты. У нас очень хорошая результативность — по три-четыре человека в год становятся обладателями именной стипендии Губернатора Московской области, успешно выступают на олимпиадах, побеждают на соревнованиях в технических видах спорта. Наши воспитанники ездят на первенства России, получают призовые места. Авиамоделисты, судомоделисты и радисты каждый год входят в тройку сильнейших в Московской области.
Наши технические объединения — авиамоделизм, судомоделизм — должны быть обязательно результативными. Самолёт должен летать, корабль — плыть. Но до того, как корабль поплывёт, а самолёт полетит, ребёнок должен освоить азы черчения, начального технического моделирования и других необходимых навыков.
— Каким вы хотели бы видеть Дом юных техников в Королёве?
— Мне, как директору, хотелось бы, чтобы он представлял собой исключительно инновационную площадку. Я бы очень хотела видеть некую техническую мини-зону для осуществления различных интересных разработок (например, обогреваемую дорожку или некий водяной цикл, который позволял бы очищать воду в нашем учреждении). Наш Дом юных техников должен быть, с одной стороны, музеем, где можно увидеть то, что было передовым 40 или 100 лет назад, а с другой стороны, это должно быть учреждение, в котором можно пробовать всё совершенно новое, инновационное.
Дом юных техников является бюджетным учреждением. Занятия в нём проводятся бесплатно. Есть и платные занятия, не являющиеся для ДЮТа профильными, например изучение английского языка. Но профильные — все бесплатные. Именно благодаря платным услугам мы смогли приобрести современные компьютеры для профильных объединений. У нас очень хороший современный компьютерный класс и квалифицированные специалисты.
— Оказывают ли городские предприятия помощь Дому юных техников?
— Недавно три предприятия выделили нам оборудование. Они осознают необходимость поддержки детского технического творчества. Это позволяет не терять преемственность, ведь ребята, занимающиеся у нас, и будут теми инженерами, которые будут жить и работать в Королёве.
— Сейчас труд инженера — не самый популярный. Выпускники школ часто выбирают профессии менеджеров, юристов, экономистов. Вам не хотелось бы в этой связи как-то откорректировать учебный план Дома юных техников?
— У нас никогда не было колебаний при ответе на вопрос: «Правильным ли путём мы идём?» Думаю, что несмотря на всевозможные финансовые и кадровые трудности в стране, всегда найдутся люди, которые будут заниматься техническим творчеством. В принципе, вся работа нашего учреждения нацелена на это.
Очень хочется, чтобы на уровне государства и города была создана система поддержки таких учреждений, как наше. Обучение в них довольно затратное. Мы работаем с материалами и подчас очень дорогостоящими.
— Планируете ли открытие новых направлений технического творчества?
— В этом году мы должны открыть новое объединение по робототехнике. Роботы были и всегда будут там, где нужно заменить человека. Первое объединение будет коммерческим, потому что надо создать материальную базу — новые компьютеры, программный пакет и сами конструкторы. Как только мы немного укрепим техническую базу, обязательно сделаем второе такое объединение бюджетным.
— Многие ли дети хотят заниматься техническим творчеством?
— Мы обслуживаем десять процентов населения. В нашем обществе есть примерно десять процентов родителей, которые понимают, для чего должна развиваться техника. Более того, в масштабах всего мира именно десять процентов населения способны обеспечить всем необходимым, с точки зрения всей этой техники, остальное население Земли. Большего количества таких людей нет ни в одной самой высокоразвитой стране.
— То есть во всём мире только десять процентов продвинутых людей?
— Это не просто продвинутые люди, это те, кто занимается техническим творчеством. Обычно они не связаны напрямую ни с какими политическими режимами. Однако самые выдающиеся из них, как правило, работают в военной и оборонной промышленности. Когда есть финансирование и конкретный заказ государства, тогда и получаются лучшие образцы новой техники.
* * *
В ДЮТе трудятся более пятидесяти педагогов дополнительного образования по различным направлениям и видам деятельности. Среди них — кандидаты наук, мастера спорта, обладатели почётных наград и званий в области педагогики, техники и спорта. Благодаря им у современных мальчишек есть шанс перенять бесценный опыт и знания, накопленные в сфере инженерного творчества, научиться созидать, и, как знать, возможно, кто-то из них в будущем станет гениальным инженером-конструктором, как Сергей Павлович Королёв.
Фото автора

Инна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ

Возврат к списку